Информация


С какими автомобилями работает ELS27? 


Такая постановка вопроса возникает из-за неверного представления о том, чем же является адаптер. Если коротко, то адаптер - это переходник "Автомобиль - Компьютер", то есть способ подключить ваш автомобиль в USB-порт. После подключения, адаптеру нужно сообщить какой протокол передачи данных используется в вашем авто, либо отправить команду на автоопределение протокола. После этого вы получаете возможность общаться с автомобилем через обычный терминал... Но в реальности все эти действия делает программа, то есть "общается" с автомобилем, опрашивает его на наличие ошибок, запрашивает данные с датчиков и т.д. И здесь вас должно интересовать два вопроса:

- Какой протокол в моём автомобиле, и поддерживает ли его ELS27? Или в более широком смысле "Какие автомобильные протоколы поддерживает ELS27?".
- Какая программа знает как общаться с моим авто? Или в более широком смысле "Какие программы можно использовать с ELS27?".
 
Ответы ниже.

 

Какие автомобильные протоколы поддерживает ELS27? 


Ответ: Практически все существующие. Однако есть нюанс. В автомобилях может быть несколько шин передачи данных. К примеру в Ford Focus 3 их аж три штуки, это высокоскоростной HS_CAN, среднескоростной MS_CAN и ещё один MM_CAN для мультимедиа устройств. И это довольно частая ситуация, когда в автомобиле более одной шины CAN. И несмотря на то, что адаптер "знает" как по ним общаться, проблема может заключаться в том, что в диагностической колодке (DLC) эти шины располагаются в нестандартном месте, отличном от адаптера. Стандарт в данном случае - это OBDII и его типовая распиновка представлена на картинке ниже.


 Рисунок 1 - стандартная распиновка female DLC разъёма


Пины Vendor Option (VO) производители авто могут использовать по своему усмотрению. Например у Ford на пинах 3/11 находится MS_CAN, а на пинах 1/8 шина MM_CAN. А на Fiat Ducato шина CAN располагается на пинах 1/9. Бывает, что на пинах VO находятся отдельные блоки, к примеру на старых Mercedes на Pin15 находится приборная панель, а на Pin13 находится модуль Airbag (оба диагностируются по K-Line). Таким образом, формально имея возможность "общаться" с автомобилем, у нас это может не получиться по причине того, что пины в адаптере могут не соответствовать пинам в автомобиле. Ниже показана распиновка колодки адаптера ELS27 v4.




Рисунок 2 - распиновка в адаптере ELS27 v4. Учтите, что если смотреть на разъём адаптера, то пины будут располагаться зеркально, т.к. изображён female разъём (со стороны автомобиля)


Alt: - это Альтернативная функция - это протокол, который можно включить на данном контакте при активации реле в адаптере. Реле активируется определённой командой, и для этого должна быть поддержка на стороне софта.
 
Резюмируем вышесказанное: ELS27 v4 знает практически все существующие автомобильные протоколы, но для успешной работы шины должны располагаться на соответствующих адаптеру контактах. Распиновка адаптера представлена выше, а распиновку интересующего вас автомобиля можно найти в интернете. Ну и конечно совершенно не обязательно, что в автомобиле будут сразу все протоколы (K-line, J1850, CAN...), поэтому отсутствие некоторых из них пусть вас не смущает.

 


Какие программы можно использовать с ELS27? 


Программ для работы с автомобилями существует очень много, но условно их можно разделить на три типа:
 
1 Диагностические с проприетарным протоколом. Эти программы заточены для работы с конкретным адаптером. Обычно это профессиональные программно-аппаратные комплексы, которые для личного пользования приобретать не всегда оправдано. Примером может служить дилерское диагностическое оборудование.
 
2 Диагностические с "открытым" протоколом. К таким протоколам относится ELM327 и многим это название знакомо по одноимённым адаптерам. Чтобы не было путаницы поясним: ELM327 - в первую очередь это название чипов, которые разработала и выпускает канадская компания Elm Electronics. Протокол общения компьютера с этими чипами также называют ELM327, и на сегодняшний день его последняя версия это v2.2. Условно говоря, чем выше версия, тем больше команд "знает" чип. Ну и в-третьих, под названием ELM327 выпускаются диагностические адаптеры, которые на 99% изготавливаются в Китае и к оригинальному чипу Elm Electronics не имеют никакого отношения. Более подробно можно почитать здесь. Назначение чипа ELM327 - это интерпретация "компьютерного языка" в один из автомобильных протоколов.
 
Наш адаптер ELS27 построен на базе американского чипа STN2120, в котором реализован протокол ELM327 версии 1.3a, а также существует довольно широкий набор команд на собственном протоколе ST. Отметим, что когда китайский адаптер заявляет, что он ELM327 v1.5 или даже ELM327 v2.1, то это не версия протокола, а какая-то своя нумерация. Суммарно, ELM327 v1.3a + ST если не превосходит по возможностям ELM327 v2.2, то, как минимум, не уступает ему.
 
Возвращаясь к вопросу - какие программы можно использовать с ELS27 - отвечаем: работающие по протоколу ELM327. Это могут быть как "мультимарочные" программы, работающие по стандарту OBDII, так и программы, заточенные под конкретные марки автомобилей. Возможности мультимарочных программ довольно скромные - это чтение некоторых ошибок, мониторинг некоторых параметров (чуть подробнее - в ответе на следующий вопрос). Специализированные же программы по своим возможностям могут не уступать дилерскому софту, а некоторые даже позволяют перепрошивать модули. Примером таких специализированных программ являются ELMConfig, FORScan, FoCCCus. Также существуют программы - бортовые компьютеры. Устанавливаются на смартфон или планшет, и работают обычно в паре с беспроводным адаптером. Примером бортового компьютера, работающего по протоколу ELM327, является HobDrive.  В ближайшее время мы протестируем своё беспроводное решение для ELS27 v4 (плату расширения, которую можно установить в адаптер самостоятельно) и можно будет говорить о полноценной поддержке данной программы.
 
Но это не всё. К открытым протоколам можно отнести и протокол K-line. Адаптер K-line можно спаять на коленке и для них существуют как диагностические программы, так и программаторы (о них ниже). В ELS27 v4 есть такой встроенный адаптер K-line, и вам ничего паять на коленках не надо.
 
3 Программы-флешеры (программаторы). Это программы, предназначенные для перепрошивки модулей автомобиля (в том числе и для чип-тюнинга). Также к ним можно отнести программы для корректировки одометров или для работы с модулями SRS. Флешеры для блоков управления двигателем часто работают по протоколу J2534, который наш адаптер пока не поддерживает. Есть флешеры, работающие при непосредственной подпайке к процессору (для восстановления неудачно прошитых блоков). А также есть флешеры, работающие по протоколу K-line, которые могут работать с ELS27 в режиме KKL. Примером служат ChipLoader v2.23, OpenDiagFlasher v.3.1.9.3 (клон OpenBox) , Флешер МЕ17.9.7. Есть программы, которые хоть и работают по протоколу K-line, но использовать их с ELS27 не получится, т.к. требуют проприетарного общения программы с адаптером. Пример такой программы - VAGCOM версии 409.1 и выше.
Флешеры для одометров, SRS или, например, для прошивки приборных панелей, могут работать и по протоколу ELM327. Примеры таких программ STool, Grom Calc Tool. Они успешно работают с ELS27. Однако они не бесплатные и в основном предназначены для профессионального использования.
 

 

Что такое OBDII?

 

Наиболее полный ответ можно получить в Википедии. Но мы хотим дать необходимый минимум матчасти. OBDII - это стандарт для диагностики авто. И так как речь идёт о СТАНДАРТЕ, то он одинаков для всех автомобилей, которые его поддерживают. Мультимарочные программы для ELM327, о которых писалось выше, работают согласно этому стандарту. Не углубляясь в тему отметим, что OBDII описывает способы получения некоторого набора информации об автомобиле: данные с некоторых (но не всех) датчиков, ошибки (но не все) из некоторых блоков. Нюанс в том, что каждый автопроизводитель оставляет за собой право "выгружать" те или иные данные для чтения по OBDII. То есть может оказаться так, что у одного автомобиля вы сможете считывать угол опережения зажигания, а у второго - нет, у одного автомобиля вы сможете видеть ошибки по коробке, а у второго - нет (хотя эти ошибки могут присутствовать в самом модуле, но считать их можно только дилерским сканером). 

 


И ещё раз: так с какими же автомобилями я смогу работать с помощью ELS27? 


Подведя итог вышесказанного ответ получается такой: Вы можете подключать ELS27 v4 ко всем автомобилям, имеющим диагностическую колодку, выполненную по стандарту OBDII, и у которых назначение пинов соответствует реализованному в адаптере (см. картинку №2). Также вам потребуется либо специализированная программа, либо мультимарочная, работающая с адаптером по протоколу ELM327 и поддерживающая интересующий вас автомобиль. Адаптер ELS27 будет поддерживать те автомобили, которые поддерживает программа, с которой вы работаете.
На нашей странице загрузок вы можете найти ссылки на некоторые программы. Также, если вы не забанены в гугле, можете попробовать найти программы для интересующих вас автомобилей самостоятельно. Например по запросу "elm327 renault" вы можете увидеть ссылку на программу PyRen, а по ссылке прочитать что она может и как ей пользоваться...
Думаем общий смысл понятен :) 

 


На какой скорости должен работать адаптер? Какую скорость выбрать?

 

По умолчанию в адаптере прописана скорость 38400. Но адаптер может работать на любой из ряда: 9600, 38400, 115200, 500k, 1M, 2M, 4M, 8M. Правило для выбора скорости такое: если в программе нет галочки/настройки "Автоскорость", либо "Автоускорение", либо похожее на них по смыслу, тогда нужно выбирать 38400. Если галочка/настройка присутствует, то нужно её активировать. Единственная программа, имеющая галочку Автоускорение, но работающая с ней некорректно - это FoCCCus. Для работы с FoCCCus придётся вручную прописывать скорость [лучше всего] 2М.

 

  

Как включить режим KKL?

 

Для версии v4 единственная возможность это сделать - воспользоваться терминалом. Нужно отправить через терминал две команды:

STGPC28:O - конфигурирование выхода KKL

STGPOW28:1 - переключение на KKL


После этого адаптер перестанет отвечать в терминале как проц ELS27, и до выключения питания будет всё время в KKL. Терминал можно взять этот.

Проверить включился ли режим можно повторно открыв терминал и отправляя команды (или произвольный текст) в адаптер. Он будет отвечать копированием команды (отправили ATZ - в ответ получили ATZ).


Какая прошивка адаптера (процессора) последняя?

 

На сегодняшний день самая стабильная 4.1.1. При этом существуют ещё несколько вплоть до 5.6.5. Многие из них (почти все) имеют проблему с таймингами и мы их не рекомендуем. Последняя (5.6.5) выглядит стабильной, но мы не получили обратную связь от некоторых авторов софта о стабильности прошивки с их программами. Поэтому не рекомендуем без необходимости обновляться. Не забывайте, что НИ ОДНА программа до сих пор не использует весь потенциал даже 4.1.1. Обновления прошивок исправляют некоторые специфичные баги (вы вряд ли с ними столкнётесь) и добавляют функции, которые пока никто не торопится использовать. Мы внимательно отслеживаем все изменения и если заметим среди них важные и критические, то обязательно будем настаивать на обновлении FW.

 

 

Чем ваш ELS27 отличается от ELS27 из Китая?

 

Китайский клон представляет собой версию адаптера, которую мы проектировали в 2014 году, когда ELS27 был ещё некоммерческим DIY проектом. В китайцах стоит склонированный процессор STN1170 с прошивкой 3.3.1. Точнее там копия прошивки и её нельзя обновить. Из-за ошибок в разводке, а также из-за отсутствия некоторых компонентов на плате, данный адаптер работает только по одному протоколу - CAN. Поддерживает режимы HS_CAN и MS_CAN. Для чтения ошибок и снятия показаний с блоков он вполне пригоден, а вот для работы с программаторами - не очень. Дело в том, что прошивка 3.3.1 была выпущена в 2012 году и далее она обновлялась с устранением тех или иных проблем (сегодня финальная версия 5.6.5). Нам доподлинно известна статистика фейлов и загубленных блоков с помощью клонов ELS27, но мы её не публикуем, так как её воспринимают как попытку очернить чудо китайского реверс-инжиниринга :)

 


Почему на процессоре написано PIC33, а не STN2120

 

Процессор построен на базе микроконтроллера PIC33, а заказ кастомной маркировки (как это было сделано для STN1170) рентабелен только при больших объёмах закупки микроконтроллеров на заводе. Если мы выйдем на такие объёмы, то маркировка появится.